title.jpg (7396 bytes)
virt.jpg (3347 bytes)

line2.jpg (640 bytes)

В т о р о е  п у т е ш е с т в и е  Я н т а р н о й  к о м н а т ы.

mosaik2.jpg (20194 bytes)
Мозаика из Янтарной комнаты

   Гитлер намеревался создать в австрийском городе Линц грандиозный музей арийского искусства. Янтарная комната должна была стать одним из экспонатов будущей экспозиции. Так считал и директор ещё не построенного музея. А вот у директора художественных собраний Кёнигсберга Альфреда Роде на этот счёт было иное мнение. Являясь профессиональным исследователем янтаря (у него было несколько работ по этой теме, самая знаменитая из которых "Янтарь как немецкий материал"), доктор искусствоведения полагал, что уникальное творение из солнечного камня непременно должно быть помещено в Кёнигсберге.      

   Задавшись этой целью, Роде приступает к реализации своей инициативы. Убеждённость в скорейшем падении Ленинграда побуждает его действенным мерам.9 августа 1941 года Роде направляет гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху письменное обращение. "В то время как наши отважные воины, а в их числе народные гренадёры 217-й Восточно-Прусской дивизии, преодолевая ожесточённое сопротивление врага, продвигаются к Петербургу, в огне войны гибнут многие культурные и исторические ценности мирового значения. не исключено, что такая участь может постичь и знаменитейшее произведение рук выдающихся мастеров, Янтарную комнату, национальную гордость Германии, находящуюся ныне в Екатерининском дворце города Пушкин (Царское Село)... Необходимо принять все меры для возвращения этого шедевра в лоно Родины и, поскольку она сделана из прусского янтаря, в Восточную Пруссию, в Кёнигсберг. Как директор музеев искусств Кёнигсберга я гарантирую принятие и размещение в одном из помещений Кёнигсбергского замка".

   Конечно же, Роде не мог не знать, что Янтарная комната в Екатерининском дворце была совершенно не похожа на ту, что была подарена Петру Великому. Стараниями многих специалистов, и в особенности зодчего Варфоломея Растрелли, она стала в три раза больше и её метраж достиг почти 100 квадратных метров. 

   Идея о возвращении уникума в Кёнигсберг была одобрена Кохом, у которого, кстати, были отличные приятельские отношения с фельдмаршалом Кехлером, командовавшим войсками, наступавшими на Ленинград. Этот фактор сыграл немаловажную роль в деле переправки Янтарной комнаты в Кёнигсберг. Кроме того, в Восточно-Прусских соединениях, входивших в состав группы армий "Север" была проведена "разъяснительная работа". Охваченные благородным порывом "восстановления исторической справедливости", немецкие солдаты и офицеры обратились к Коху с призывом "...взять под охрану дорогое сердцу каждого цивилизованного человека произведение искусства - Янтарную комнату. На просьбу фронтовиков гауляйтер не мог не откликнуться..."

   Идеологическая подготовка была проведена основательно, оставалось ждать момента вторжения в город Пушкин, из которого, к великому сожалению, так и не смогли эвакуировать огромное количество экспонатов, в том числе и Янтарную комнату.. После того, как дворцовый комплекс заняли передовые части Вермахта и глазам завоевателей предстали мировые шедевры, у многих дух патриотизма сменился жаждой лёгкой наживы. Несмотря на чёткие инструкции и строгие приказы, личный состав подразделений действовал по неписаному кодексу победителей. Солдаты и младшие чины имели своё мнение насчёт того, как относиться к захваченной добыче. Об этом красноречиво свидетельствуют сами немецкие источники. В реляции 18-й армии группы "Север" от 9 сентября 1941 года имеется следующая запись:

   "На роскошном паркете валялись в дерьме древние картины, мебель перевёрнута, с многих диванов и кресел срезаны ценнейшей ручной работы шёлк и гобеленовая ткань, всё это шло на портянки. В стенах Янтарной комнаты зияли огромные дыры: солдаты отковыряли янтарь штыками, много янтаря было рассыпано по полу и затоптано."

   Такую ужасающую картину разорения увидели офицеры по охране предметов искусств полковник Солмс-Лаубах и капитан Хельмут Пенгсен. Под их руководством Янтарная комната была демонтирована, упакована в 22 ящика и отправлена в Кёнигсберг. Естественно, что шедевр был отправлен в Восточную Пруссию с плачевном виде: без плафона, наборного паркета, без канделябров и нескольких десятком миниатюрных украшений, составлявших декор уникума и превратившихся в трофейную добычу. Одним из таких трофеев стала и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", доставшаяся любителю искусств офицеру Ахтерману. 

   Доставленная в Кёнигсберг, Янтарная комната была собрана и выставлена в марте 1942 года в южном крыле Кёнигсбергского замка в помещении за номером 37. На церемонию открытия были приглашены высокопоставленные чины, фашистские партийные бонзы, искусствоведы и репортёры. В честь этого знаменательного события была даже выпущена почтовая марка. Доктор Роде добился желаемого - Янтарная комната оказалась в его руках. Но это была не та блистательная Янтарная комната Екатерининского дворца а её ущербный вариант.

        line1.jpg (2304 bytes)